Особенности программы «Первые шаги в мире искусства» Горяева Н.А.
  • Конкурсы
    • Конкурс мультимедиа "Мы Москвичи"
    • Конкурс им. Нади Рушевой
    • Конкурс "Через искусство к жизни"
    • АРТакиада
  • АРТ- акции
    • АРТ-челленджи
    • Искусство добрых отношений
    • Сказки россии и мира глазами детей
  • Педагогические и метод. коллекции
    • Тематические коллекции
    • Педагогические коллекции
    • Детское коллективное творчество
  • Виртуальный музей
  • Музей Школы Б.М. Неменского
  • Статьи
  • Особенности программы «Первые шаги в мире искусства» Горяева Н.А.

Особенности программы «Первые шаги в мире искусства» Горяева Н.А.


Н.А. Го­ря­е­ва,

ве­ду­щий экс­перт Управ­ле­ния НХО

МЦРКПО, к.п.н., за­слу­жен­ный

Учи­тель Рос­сии

 

Осо­бен­но­сти про­грам­мы «Пер­вые ша­ги в ми­ре ис­кус­ства»

 

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния наи­бо­лее ост­ро осо­зна­ет­ся необ­хо­ди­мость по­ис­ка наи­бо­лее эф­фек­тив­ных пу­тей ху­до­же­ствен­но-эс­те­ти­че­ско­го вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тия лич­но­сти ре­бен­ка. Ху­до­же­ствен­но-эс­те­ти­че­ское раз­ви­тие до­школь­ни­ков яв­ля­ет­ся од­ним из ве­ду­щих на­прав­ле­ний, за­креп­лен­ных в Фе­де­раль­ном Го­судар­ствен­ном стан­дар­те ДО.

Мно­го­лет­няя пло­до­твор­ная де­я­тель­ность ака­де­ми­ка РАО, на­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сии, Б.М. Немен­ско­го по­слу­жи­ла мощ­ным им­пуль­сом не толь­ко к ре­ше­нию про­блем пре­по­да­ва­ния изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства в мас­со­вой шко­ле, но и к раз­ви­тию идеи непре­рыв­но­сти ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния – от дет­ско­го са­да до ВУЗа, а так­же си­сте­мы до­пол­ни­тель­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Тео­ре­ти­че­ской ос­но­вой ав­тор­ской про­грам­мы «Пер­вые ша­ги в ми­ре ис­кус­ства» яв­ля­ет­ся кон­цеп­ция об­ще­го ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, раз­ра­бо­тан­ная под на­уч­ным ру­ко­вод­ством Б.М. Немен­ско­го. Прин­ци­пы и ме­то­ды этой про­грам­мы со­от­вет­ствен­но раз­ви­ва­ют прин­ци­пы и ме­то­ды, сфор­му­ли­ро­ван­ные в тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ни­ях Шко­лы Б.М. Немен­ско­го.

Про­грам­ма «Пер­вые ша­ги в ми­ре ис­кус­ства» на­це­ле­на на фор­ми­ро­ва­ние у де­тей до­школь­но­го воз­рас­та ху­до­же­ствен­но-эс­те­ти­че­ской куль­ту­ры через приз­му ду­хов­но-нрав­ствен­ных цен­но­стей и ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство. В про­грам­ме ху­до­же­ствен­но-эс­те­ти­че­ское вос­пи­та­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся не толь­ко как воз­мож­ность на­коп­ле­ния зна­ний, уме­ний и на­вы­ков, а, преж­де все­го, как раз­ви­тие при­род­ных твор­че­ских за­дат­ков и фор­ми­ро­ва­ние эмо­цио­наль­но-цен­ност­но­го от­но­ше­ния ре­бен­ка к окру­жа­ю­ще­му ми­ру.

Мы по­ла­га­ем, что вся жизнь ре­бен­ка в до­школь­ной ор­га­ни­за­ции (ра­бо­та­ет ли он с ху­до­же­ствен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, сро­ит, ма­сте­рит что-ли­бо из ку­би­ков или пес­ка, иг­ра­ет в доч­ки-ма­те­ри, укра­ша­ет ку­кол или са­мо­го се­бя) долж­на рас­смат­ри­вать­ся как це­лост­ная иг­ро­вая ху­до­же­ствен­ная де­я­тель­ность. Она и долж­на стать фор­мой по­все­днев­ной жиз­ни ре­бен­ка, тем са­мым рас­ши­ряя и углуб­ляя его эмо­цио­наль­ную сфе­ру.

В про­грам­ме преду­смот­ре­но иг­ро­вое во­вле­че­ние ре­бен­ка в осво­е­ние эс­те­ти­че­ской по­зна­ва­тель­ной ин­фор­ма­ции через раз­ные ка­на­лы: при­род­ный, пред­мет­ный, со­ци­аль­ный мир, мир ис­кус­ства и ее за­креп­ле­ние в де­я­тель­ност­ных фор­мах. Во­вле­че­ние де­тей в изоб­ра­зи­тель­ную де­я­тель­ность, на наш взгляд, долж­но стро­ить­ся как жи­вой эмо­цио­наль­но-твор­че­ский про­цесс, на­прав­лен­ный на осво­е­ние ши­ро­кое спек­тра раз­но­об­раз­ных ху­до­же­ствен­ных ма­те­ри­а­лов, ви­дов и спо­со­бов де­я­тель­но­сти, а так­же, на со­зда­ние, по­силь­но­го для кон­крет­но­го воз­рас­та, об­ра­за-от­но­ше­ния.

В ос­но­ву про­грам­мы лег­ли сле­ду­ю­щие прин­ци­пы:

  • опо­ра на при­ро­ду ре­бен­ка и син­кре­тич­ность дет­ско­го ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства;

  • прин­цип по­сто­ян­ства свя­зи с жиз­нью, ре­аль­ным дет­ским опы­том;

  • иг­ро­вой прин­цип во­вле­че­ния де­тей в про­цес­сы ху­до­же­ствен­но-об­раз­но­го по­зна­ния;

  • осво­е­ние со­дер­жа­ния про­грам­мы на ос­но­ве лич­ност­но­го пе­ре­жи­ва­ния, про­жи­ва­ния;

  • вза­и­мо­связь вос­при­я­тия и ху­до­же­ствен­но-прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти;

  • оли­це­тво­ре­ние, оду­шев­ле­ние, как есте­ствен­ная фор­ма об­ще­ния ре­бен­ка с окру­жа­ю­щим ми­ром.

Струк­ту­ра про­грам­мы

Про­грам­ма «Пер­вые ша­ги в ми­ре ис­кус­ства» рас­счи­та­на на 4 го­да - обу­че­ния де­тей от 3-х до 7-ми лет.

Каж­дый год име­ет свою те­му, це­ли и за­да­чи и, вме­сте с этим, как бы два обо­зна­че­ния со­дер­жа­ния: од­но для пе­да­го­га, дру­гое для ре­бен­ка. В них вы­не­се­ны су­тье­вые про­бле­мы, наи­бо­лее важ­ные для каж­до­го эта­па раз­ви­тия, ко­то­рые в со­во­куп­но­сти вы­стра­и­ва­ют­ся в ор­га­нич­ное це­лое.

«На­ши пер­вые ша­ги» (пер­во­на­чаль­ное осво­е­ние ху­до­же­ствен­ных ма­те­ри­а­лов) – для де­тей 3-4 лет;

«Иг­рая, мы по­зна­ем и тво­рим» (пер­во­на­чаль­ное твор­че­ское при­об­ще­ние де­тей к окру­жа­ю­ще­му ми­ру и на­коп­ле­ние опы­та от­но­ше­ний к нему) - для де­тей 4-5 лет;

«Мы как ху­дож­ни­ки по­зна­ем мир при­ро­ды» (пер­во­на­чаль­ное раз­ви­тие уме­ния ви­деть кра­со­ту при­род­но­го ми­ра) – для де­тей 5-6 лет;

«Мы по­зна­ем ре­аль­ный мир и мир фан­та­зий» (пер­во­на­чаль­ное раз­ви­тие фан­та­зии и во­об­ра­же­ния, уме­ния ви­деть един­ство при­ро­ды и фан­та­зии» - для де­тей 6-7 лет.

Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть, что сфор­му­ли­ро­ван­ные уста­нов­ки для пе­да­го­га, при­ме­ни­тель­но к каж­дой воз­раст­ной груп­пе, яв­ля­ют­ся до­ми­ни­ру­ю­щи­ми, но при этом они со­хра­ня­ют свою зна­чи­мость на дру­гих воз­раст­ных сту­пе­нях, вы­сту­пая уже в со­под­чи­нен­ном ста­ту­се.

Дан­ная про­грам­ма адре­со­ва­на вос­пи­та­те­лям и спе­ци­а­ли­стам по изоб­ра­зи­тель­ной де­я­тель­но­сти ДОО, а так­же пе­да­го­гам до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния..

В про­цес­се при­об­ще­ния де­тей к изоб­ра­зи­тель­ной де­я­тель­но­сти на за­ня­ти­ях, ре­ша­ют­ся сле­ду­ю­щие за­да­чи:

1.Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­но-эс­те­ти­че­ской от­зыв­чи­во­сти, эмо­цио­наль­но-цен­ност­но­го от­но­ше­ния к ми­ру.

2. Фор­ми­ро­ва­ние твор­че­ской ак­тив­но­сти (на­блю­да­тель­но­сти и фан­та­зии).

3. Фор­ми­ро­ва­ние зна­ний, уме­ний и на­вы­ков как ин­стру­мен­та­рия в ре­ше­нии со­дер­жа­тель­ных и твор­че­ских за­дач в ху­до­же­ствен­но-прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти.

Под­черк­нем, что на за­ня­ти­ях по изоб­ра­зи­тель­ной де­я­тель­но­сти в ДОО, где обу­ча­ют­ся все де­ти (100%) при­о­ри­тет­ной яв­ля­ет­ся пер­вая за­да­ча (вос­пи­та­тель­ная), на­прав­лен­ная на лич­ност­ное раз­ви­тие ре­бен­ка, ре­ше­ние ко­то­рой обес­пе­чи­ва­ют­ся вто­рой и тре­тьей за­да­ча­ми. В усло­ви­ях же круж­ко­вых и сту­дий­ных за­ня­тий, кар­ти­на прин­ци­пи­аль­но ме­ня­ет­ся. При­о­ри­тет­ной ста­но­вит­ся вто­рая за­да­ча (твор­че­ская), то­гда как пер­вая и тре­тья обес­пе­чи­ва­ют ее ре­а­ли­за­цию.

Ре­шая первую за­да­чу, уси­лия пе­да­го­га на­прав­ле­ны на то, чтобы в ре­зуль­та­те обу­че­ния ре­бе­нок мог:

- ра­дост­но от­кли­кать­ся на кра­со­ту и мно­го­об­ра­зие окру­жа­ю­ще­го ми­ра, эмо­цио­наль­но вос­при­ни­мать бо­гат­ство форм, цве­та, укра­ше­ний в при­ро­де и в ми­ре ис­кус­ства;

- вос­при­ни­мать об­ра­зы, объ­ек­ты при­ро­ды, пред­мет­но­го ми­ра как нечто жи­вое, оду­хо­тво­рен­ное, со­пе­ре­жи­вать им, про­яв­лять чут­кое, за­бот­ли­вое от­но­ше­ние;

- от­кры­вать для се­бя кра­со­ту в при­выч­ном, обы­ден­ном, непри­мет­ном и эмо­цио­наль­но вос­при­ни­мать ее;

- ак­тив­но вклю­чать­ся в жи­вой про­цесс эмо­цио­наль­но­го по­зна­ния-про­жи­ва­ния вос­при­ни­ма­е­мых об­ра­зов через упо­доб­ле­ние;

- ра­дост­но вклю­чать­ся в раз­лич­ные ви­ды и фор­мы ху­до­же­ствен­но-твор­че­ской де­я­тель­но­сти, увле­чен­но и ра­дост­но ра­бо­тать с раз­ны­ми ху­до­же­ствен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, за­ме­чая кра­со­ту ли­ний, объ­е­мов, цвет­ных пе­ре­ли­вов и т.п.

Вто­рая за­да­ча на­прав­ле­на на раз­ви­тие у де­тей спо­соб­но­сти:

- твор­че­ски вклю­чать­ся в про­цесс вос­при­я­тия, со­зер­ца­ния, на­блю­де­ния, лю­бо­ва­ния, вы­ра­жать соб­ствен­ное от­но­ше­ние к вос­при­ни­ма­е­мо­му;

- про­яв­лять твор­че­скую фан­та­зию и вы­дум­ку в им­про­ви­за­ци­он­но-пла­сти­че­ских иг­рах-пе­ре­во­пло­ще­ни­ях, свя­зан­ных с вос­при­я­ти­ем зри­тель­ных об­ра­зов;

- ис­поль­зо­вать зри­тель­ные, иг­ро­вые впе­чат­ле­ния и соб­ствен­ную фан­та­зию в про­цес­се вы­пол­не­ния прак­ти­че­ских за­да­ний;

- адек­ват­но ис­поль­зо­вать ху­до­же­ствен­ные сред­ства вы­ра­же­ния в про­цес­се во­пло­ще­ния за­мыс­ла;

- про­яв­лять за­ин­те­ре­со­ван­ное от­но­ше­ние к ра­бо­там сво­их то­ва­ри­щей;

Тре­тья за­да­ча на­прав­ле­на на раз­ви­тие у де­тей спо­соб­но­сти:

- вклю­чать­ся в жи­вое об­ще­ние, раз­мыш­ле­ние по по­во­ду вос­при­ни­ма­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жать свое от­но­ше­ние через сло­во;

- де­лить­ся сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми, по по­во­ду уви­ден­но­го, да­вать ему эмо­цио­наль­ную оцен­ку;

- ши­ро­ко и уве­рен­но ра­бо­тать ки­стью по всей по­верх­но­сти ли­ста, ис­поль­зо­вать цвет как сред­ство пе­ре­да­чи сво­е­го эмо­цио­наль­но­го впе­чат­ле­ния от уви­ден­но­го, из­бе­гая ме­ха­ни­че­ской за­крас­ки;

- пе­ре­да­вать в ри­сун­ках дви­же­ние, ха­рак­тер, эмо­цио­наль­ные со­сто­я­ния, вза­и­мо­дей­ствия меж­ду изоб­ра­жа­е­мы­ми пер­со­на­жа­ми;

- уметь со­зда­вать вы­ра­зи­тель­ные, пла­сти­че­ские об­ра­зы в леп­ке на ос­но­ве осво­е­ния раз­но­об­раз­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих дви­же­ний;

- со­зда­вать ре­льеф­ные и объ­ем­ные изоб­ра­же­ния из пла­сти­ли­на, в тех­ни­ке бу­маж­ной пла­сти­ки;

- со­зда­вать услов­но-обоб­щен­ные изоб­ра­же­ния из гео­мет­ри­че­ских фигур в тех­ни­ке ап­пли­ка­ции;

- укра­шать плос­кост­ные, объ­ем­ные фор­мы рас­ти­тель­ны­ми, гео­мет­ри­че­ски­ми, ком­би­ни­ро­ван­ны­ми узо­ра­ми и эле­мен­та­ми тра­ди­ци­он­ных на­род­ных ор­на­мен­тов.

В Управ­ле­нии НХО МЦРКПО про­во­дят­ся кур­сы прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­ной на­прав­лен­но­сти для спе­ци­а­ли­стов ху­до­же­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, ра­бо­та­ю­щих в ДОО, а так­же в си­сте­ме до­пол­ни­тель­но­го об­ра­зо­ва­ния. На учеб­ных кур­сах мы стре­мим­ся рас­ши­рить твор­че­ский диа­па­зон воз­мож­но­стей у слу­ша­те­лей, обо­га­тить их про­фес­сио­наль­ный опыт, ис­поль­зуя эмо­цио­наль­но-иг­ро­вые ме­то­ди­ки, ко­то­рые поз­во­ля­ют вы­стра­и­вать сам про­цесс за­ня­тий с детьми как эмо­цио­наль­но-иг­ро­вое Дей­ство.

Осо­бую важ­ность для нас при­об­ре­та­ет ра­бо­та со слу­ша­те­ля­ми по пре­одо­ле­нию устой­чи­вых сте­рео­ти­пов свя­зан­ных с вы­пол­не­ни­ем за­да­ний по об­раз­цу, с ис­поль­зо­ва­ни­ем упро­щен­ных схем, штам­пов, про­ти­во­ре­ча­щих при­ро­де ху­до­же­ствен­но­го твор­че­ства. С этой це­лью мы ак­тив­но вклю­ча­ем в за­ня­тия эмо­цио­наль­но-об­раз­ные по­гру­же­ния в язы­ко­вое про­стран­ство пла­сти­че­ских ис­кусств. На наш взгляд, осво­е­ние язы­ко­вых ос­нов изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, вы­ра­зи­тель­ных воз­мож­но­стей ли­нии, пят­на, цве­та, фор­мы в раз­ных ви­дах ху­до­же­ствен­ной де­я­тель­но­сти по­мо­жет слу­ша­те­лям адек­ват­но вос­при­ни­мать, по­ни­мать и оце­ни­вать не толь­ко про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, но и са­мо дет­ское твор­че­ства. Вме­сте с этим, мы так­же глу­бо­ко убеж­де­ны, что слу­ша­те­лей не сле­ду­ет по­ме­щать в уз­кие рам­ки ре­ше­ния тех­ни­че­ских и тех­но­ло­ги­че­ских за­дач. Они долж­ны быть обя­за­тель­но свя­за­ны с за­да­ча­ми со­дер­жа­тель­ны­ми, от­но­шен­че­ски­ми, и со­пря­же­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­сур­сов фан­та­зии и во­об­ра­же­ния слу­ша­те­лей. Та­кой под­ход ис­клю­ча­ет бес­смыс­лен­ную, ме­ха­ни­че­скую ра­бо­ту и на­деж­но обес­пе­чи­ва­ет ее смысл и ху­до­же­ствен­ную зна­чи­мость, ре­а­ли­зуя один из важ­ней­ших прин­ци­пов ху­до­же­ствен­ной пе­да­го­ги­ки – «От твор­че­ства пе­да­го­га – к твор­че­ству ре­бен­ка».