Особенности программы «Первые шаги в мире искусства» Горяева Н.А.
Н.А. Горяева,
ведущий эксперт Управления НХО ГМЦ,
к.п.н., заслуженный Учитель России
Особенности программы «Первые шаги в мире искусства»
На современном этапе развития системы образования наиболее остро осознается необходимость поиска наиболее эффективных путей художественно-эстетического воспитания, образования и развития личности ребенка. Художественно-эстетическое развитие дошкольников является одним из ведущих направлений, закрепленных в Федеральном Государственном стандарте ДО.
Многолетняя плодотворная деятельность академика РАО, народного художника России, Б.М. Неменского послужила мощным импульсом не только к решению проблем преподавания изобразительного искусства в массовой школе, но и к развитию идеи непрерывности художественного образования – от детского сада до ВУЗа, а также системы дополнительного профессионального образования.
Теоретической основой авторской программы «Первые шаги в мире искусства» является концепция общего художественного образования, разработанная под научным руководством Б.М. Неменского. Принципы и методы этой программы соответственно развивают принципы и методы, сформулированные в теоретических положениях Школы Б.М. Неменского.
Программа «Первые шаги в мире искусства» нацелена на формирование у детей дошкольного возраста художественно-эстетической культуры через призму духовно-нравственных ценностей и художественное творчество. В программе художественно-эстетическое воспитание рассматривается не только как возможность накопления знаний, умений и навыков, а, прежде всего, как развитие природных творческих задатков и формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру.
Мы полагаем, что вся жизнь ребенка в дошкольной организации (работает ли он с художественными материалами, сроит, мастерит что-либо из кубиков или песка, играет в дочки-матери, украшает кукол или самого себя) должна рассматриваться как целостная игровая художественная деятельность. Она и должна стать формой повседневной жизни ребенка, тем самым расширяя и углубляя его эмоциональную сферу.
В программе предусмотрено игровое вовлечение ребенка в освоение эстетической познавательной информации через разные каналы: природный, предметный, социальный мир, мир искусства и ее закрепление в деятельностных формах. Вовлечение детей в изобразительную деятельность, на наш взгляд, должно строиться как живой эмоционально-творческий процесс, направленный на освоение широкое спектра разнообразных художественных материалов, видов и способов деятельности, а также, на создание, посильного для конкретного возраста, образа-отношения.
В основу программы легли следующие принципы:
-
опора на природу ребенка и синкретичность детского художественного творчества;
-
принцип постоянства связи с жизнью, реальным детским опытом;
-
игровой принцип вовлечения детей в процессы художественно-образного познания;
-
освоение содержания программы на основе личностного переживания, проживания;
-
взаимосвязь восприятия и художественно-практической деятельности;
-
олицетворение, одушевление, как естественная форма общения ребенка с окружающим миром.
Структура программы
Программа «Первые шаги в мире искусства» рассчитана на 4 года - обучения детей от 3-х до 7-ми лет.
Каждый год имеет свою тему, цели и задачи и, вместе с этим, как бы два обозначения содержания: одно для педагога, другое для ребенка. В них вынесены сутьевые проблемы, наиболее важные для каждого этапа развития, которые в совокупности выстраиваются в органичное целое.
«Наши первые шаги» (первоначальное освоение художественных материалов) – для детей 3-4 лет;
«Играя, мы познаем и творим» (первоначальное творческое приобщение детей к окружающему миру и накопление опыта отношений к нему) - для детей 4-5 лет;
«Мы как художники познаем мир природы» (первоначальное развитие умения видеть красоту природного мира) – для детей 5-6 лет;
«Мы познаем реальный мир и мир фантазий» (первоначальное развитие фантазии и воображения, умения видеть единство природы и фантазии» - для детей 6-7 лет.
Необходимо подчеркнуть, что сформулированные установки для педагога, применительно к каждой возрастной группе, являются доминирующими, но при этом они сохраняют свою значимость на других возрастных ступенях, выступая уже в соподчиненном статусе.
Данная программа адресована воспитателям и специалистам по изобразительной деятельности ДОО, а также педагогам дополнительного образования..
В процессе приобщения детей к изобразительной деятельности на занятиях, решаются следующие задачи:
1.Формирование нравственно-эстетической отзывчивости, эмоционально-ценностного отношения к миру.
2. Формирование творческой активности (наблюдательности и фантазии).
3. Формирование знаний, умений и навыков как инструментария в решении содержательных и творческих задач в художественно-практической деятельности.
Подчеркнем, что на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО, где обучаются все дети (100%) приоритетной является первая задача (воспитательная), направленная на личностное развитие ребенка, решение которой обеспечиваются второй и третьей задачами. В условиях же кружковых и студийных занятий, картина принципиально меняется. Приоритетной становится вторая задача (творческая), тогда как первая и третья обеспечивают ее реализацию.
Решая первую задачу, усилия педагога направлены на то, чтобы в результате обучения ребенок мог:
- радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира, эмоционально воспринимать богатство форм, цвета, украшений в природе и в мире искусства;
- воспринимать образы, объекты природы, предметного мира как нечто живое, одухотворенное, сопереживать им, проявлять чуткое, заботливое отношение;
- открывать для себя красоту в привычном, обыденном, неприметном и эмоционально воспринимать ее;
- активно включаться в живой процесс эмоционального познания-проживания воспринимаемых образов через уподобление;
- радостно включаться в различные виды и формы художественно-творческой деятельности, увлеченно и радостно работать с разными художественными материалами, замечая красоту линий, объемов, цветных переливов и т.п.
Вторая задача направлена на развитие у детей способности:
- творчески включаться в процесс восприятия, созерцания, наблюдения, любования, выражать собственное отношение к воспринимаемому;
- проявлять творческую фантазию и выдумку в импровизационно-пластических играх-перевоплощениях, связанных с восприятием зрительных образов;
- использовать зрительные, игровые впечатления и собственную фантазию в процессе выполнения практических заданий;
- адекватно использовать художественные средства выражения в процессе воплощения замысла;
- проявлять заинтересованное отношение к работам своих товарищей;
Третья задача направлена на развитие у детей способности:
- включаться в живое общение, размышление по поводу воспринимаемого материала, выражать свое отношение через слово;
- делиться своими впечатлениями, по поводу увиденного, давать ему эмоциональную оценку;
- широко и уверенно работать кистью по всей поверхности листа, использовать цвет как средство передачи своего эмоционального впечатления от увиденного, избегая механической закраски;
- передавать в рисунках движение, характер, эмоциональные состояния, взаимодействия между изображаемыми персонажами;
- уметь создавать выразительные, пластические образы в лепке на основе освоения разнообразных формообразующих движений;
- создавать рельефные и объемные изображения из пластилина, в технике бумажной пластики;
- создавать условно-обобщенные изображения из геометрических фигур в технике аппликации;
- украшать плоскостные, объемные формы растительными, геометрическими, комбинированными узорами и элементами традиционных народных орнаментов.
В Управлении НХО ГМЦ проводятся курсы практико-ориентированной направленности для специалистов художественного образования, работающих в ДОО, а также в системе дополнительного образования. На учебных курсах мы стремимся расширить творческий диапазон возможностей у слушателей, обогатить их профессиональный опыт, используя эмоционально-игровые методики, которые позволяют выстраивать сам процесс занятий с детьми как эмоционально-игровое Действо.
Особую важность для нас приобретает работа со слушателями по преодолению устойчивых стереотипов связанных с выполнением заданий по образцу, с использованием упрощенных схем, штампов, противоречащих природе художественного творчества. С этой целью мы активно включаем в занятия эмоционально-образные погружения в языковое пространство пластических искусств. На наш взгляд, освоение языковых основ изобразительного искусства, выразительных возможностей линии, пятна, цвета, формы в разных видах художественной деятельности поможет слушателям адекватно воспринимать, понимать и оценивать не только произведения искусства, но и само детское творчества. Вместе с этим, мы также глубоко убеждены, что слушателей не следует помещать в узкие рамки решения технических и технологических задач. Они должны быть обязательно связаны с задачами содержательными, отношенческими, и сопряжены с использованием ресурсов фантазии и воображения слушателей. Такой подход исключает бессмысленную, механическую работу и надежно обеспечивает ее смысл и художественную значимость, реализуя один из важнейших принципов художественной педагогики – «От творчества педагога – к творчеству ребенка».