Художник – реальность и фантазия. О чем говорит искусство
Карасева Александра,
аналитик отдела по организации музейной и конкурсной деятельности
УНХО ГАОУ ДПО МЦРКПО
Рассматривая данную тему с точки зрения педагога-художника можно сказать, что уникальность и значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе определяется формированием одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, познание мира через чувства и эмоции в процессе социального развития личности и духовно-нравственного становления внутреннего мира человека.
«Изобразительное искусство» как школьный предмет учит подростков интересу к жизни и средством познания окружающего мира является эмоционально-чувственное проживание (переживание) реальности окружающего мира и своего внутреннего мира.
Процесс социализирующего воздействия искусства представляет собой комплекс социальных явлений – социальное познание, социальное суждение, социальный вывод на изобразительном и вербальном уровне.
Воспитательная (формирующая) функция искусства отвечает за формирование эстетических взглядов, идеалов, представлений, ориентации в мире эстетических ценностей и представлений которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.
Л.С. Выготский ставил такую проблему как «психическое развитие в культурно-исторической традиции», где «многообразие форм знаково-символического опосредования», «окультуривования натуры», является «источником развития» [3, с.90-91].
Мы видим то, что мы знаем. Зрение это мыслительная деятельность.
«Таким образом, искусство выполняет специфическую задачу – оно является носителем и передатчиком опыта особого рода, так сказать социально-личностного опыта» [2, с.30].
Визуальные коммуникации формируются на основе системы ценностей социума, где сравнительная система локальности эстетической оценки чувственной реакции «нравится – не нравится», «хочу – не хочу» формирует право личности на свободу выбора своей точки зрения и ориентации в визуально-пространственном понимании мира.
На основании этих утверждений можно сделать вывод, что «Искусство – не познание реальности, а отношения человека к реальности» протекающего в системе категорий, понятий, критериев и принципов.
«Я есть!» – формула самоутверждения, утверждения самих основ существования своего Я – данность современного мироощущения в изобразительном искусстве – это ценность индивидуального видения мира.
Целью художественного образования в школе является ориентация в духовно-нравственном пространстве, где «искусство – поле спора, а не законодательства», а ведущая функция художественного образования в школе – «формирования эмоциональных критериев личности как стимула действий, то есть ощущения смысла жизни» [2, с.102-104].
Таким образом, концепция «Школы Неменского» развивает и внедряет методы «интериоризации» по гипотезе Л. С. Выготского «о внесение в индивидуальное сознание культуры» с помощью национальных традиций и художественной культуры.
Культурное развитие должно осваивать не только опыт знания, но и опыт переживания, что является системно-деятельстным подходом в обучении.
Педагоги-художники должны на содержательной основе концепции «Школы Неменского» реализовывать «понимание связей искусства с жизнью»…
О чем говорит искусство?
Искусство говорит о субъективном человеческом восприятии мира, побуждая человека осмыслить свои жизненные установки и ценности.
Ценность субъективного образного восприятия мира помогает познавать окружающий мир.
Использованная литература:
- Леонтьев, А. А. Психологический смысл искусства: искусство в школе XXI века. // VI Всероссийская конференция и московский практический семинар «Мастерская Б.М. Неменского»: сборник материалов. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве. // Отв. редактор Курнешова Л. Е. – Москва, ГОМЦ: Школьная книга, 2000. – 144 с.;
- Неменский, Б. М. Познание искусством. / Б.М. Неменский – М.: УРАО, 2000. – 192 с.;
- Слободчиков, В. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2014. – 400 с.